Очень важно, чтобы родители понимали всю важность раннего развития речи детей, и находили в своем плотном графике время как минимум для простого общения, а как максимум для развивающих занятий. А мы подскажем вам, как проводить свободное время со своим малышом доставляя ему радость, и, одновременно с этим, развивая его речь.
В последние годы специалисты начали отмечать неутешительную для современного общества тенденцию – количество детей, у которых отмечается задержка развития речи, увеличивается с каждым годом. Объясняется такое положение вещей очень просто: чтобы обеспечить своим детям достойный уровень существования родителям приходится практически все свое время посвящать работе, поэтому на воспитание и развитие подрастающего поколения у них не остается ни сил, ни времени.
А ведь речь для ребенка едва ли не самое главное умение, благодаря которому он переходит на качественно новый уровень развития. Естественно, поскольку освоение речи заложено в нас самой природой, рано или поздно любой ребенок начинает говорить (если, конечно, у него нет психо-физических отклонений). Но чем позже это произойдет, тем с большим количеством психологических проблем малыш столкнется в будущем.
Именно поэтому очень важно, чтобы родители все-таки понимали всю важность раннего развития речи детей, и находили в своем плотном графике время как минимум для простого общения, а как максимум для развивающих занятий. А мы подскажем вам, как проводить свободное время со своим малышом доставляя ему радость, и, одновременно с этим, развивая его речь.
Процесс раннего развития речи
Голосовая активность детей проявляется с самого рождения в виде крика, переходящего в плач, посредством которого ребенок сообщает о том, что он испытывает определенный дискомфорт (голод, холод, жару, боль и т.д.). К третьему месяцу сытый и здоровый малыш проявляет голосовую активность в форме "гуления", которое является следствием непроизвольно возникающих позиций развивающегося артикуляционного аппарата (мягкого неба, губ, языка, глотки и гортани). С помощью "гуления" младенцы постепенно осваивают интонационную систему языка, подражая интонациям окружающих людей.
Уже к шестому-восьмому месяцу ребенок произносит первые "внятные" звуки ("ма", "па", "ба" или "на") ритмически и многократно повторяя их. В этом же возрасте малыши начинают понимать, о чем говорят взрослые (причем, даже не столько речь, сколько интонации), и реагировать на нее определенными действиями (например, подползать на зов мамы или махать ручкой). Они учатся варьировать свои возгласы и интонации в зависимости от тех чувств, которые его переполняют (радость или недовольство, страх или боль).
Свои первые осмысленные слова ребенок произносит в возрасте 12-14 месяцев. Конечно же, это еще примитивные слова типа "дай", "ав-ав" или "би-би", но с их помощью ребенок вполне внятно может объяснить, что он хочет или видит.
Сразу скажем, что такой процесс развития детской речи возможен только при одном условии – взрослые будут не просто кормить, мыть и переодевать ребенка, но и много разговаривать с ним, предоставляя малышу "материал" для подражания. Если к первому году жизни гуление не перейдет в лепет, а затем в слова, родителям стоит проявить беспокойство.
Что делать, если ребенок, по мнению родителей, немного отстает в речевом развитии? Многие родители уверены, что в таком случае необходимо обратиться за помощью к психологу и записать малыша в какой-нибудь развивающий центр. Но чаще всего вполне достаточно уделять ребенку немного больше внимания и заботы. Следуя нашим простейшим рекомендациям, вы не только поможете ребенку стать гармонично развитой личностью, но и сами весело проведете время.
Знакомьте ребенка с окружающим миром
Стимулировать речевую активность и познавательную потребность ребенка необходимо с самого первого дня рождения. Поэтому не нужно пеленать малыша. Пусть его ручки всегда будут свободными, чтобы он мог их изучать и наблюдать за тем, как они двигаются. Постоянно разговаривайте с ребенком, рассказывая ему обо всем, что происходит вокруг. Ведь разговор – это диалог, позволяющий сформировать первые речевые навыки ребенка, даже если они пока проявляются в виде детского лепета, улыбок и жестов.
Всегда разговаривайте с малышом спокойно и ласково, чаще улыбайтесь и старайтесь заинтересовать его своей речью. Поскольку на первых порах для него важны не столько слова, сколько мимика, жесты и интонация, не стесняйтесь проявлять свои эмоции и вести себя немного по-детски. Стремление подражать вам будет способствовать развитию подвижности его губ и языка. Комментируйте каждое свое действие: "Ты проголодался, сейчас мы будем кушать", "Ты уписался, сейчас мы поменяем подгузник" и т.д.
Предлагайте ребенку разнообразные предметы для изучения: давайте ему в ручки погремушки, мягкие игрушки, ткань разной фактуры и т.д. Описывайте те тактильные ощущения, которые малыш испытывает при соприкосновении с предметом. Описывайте также части тела ребенка, к которым вы прикасаетесь. Например, какие красивые пальчики, замечательные ноготочки, ровные ножки и т.д.
Помните, первичные знания об окружающем мире малыш получает в процессе наблюдения и общения с вами. Постарайтесь не оставлять его надолго в одиночестве, и ни в коем случае не становитесь молчаливой мамой.
Важно! Специалисты рекомендуют разговаривать с детьми "взрослым" языком (то есть, без "сюсюканья" и детского лепета). В противном случае, ваш малыш еще долго не сможет научиться говорить, например, вместо "бибика" машина или правильно выговаривать слова.
Развивайте мелкую моторику рук
Ученые доказали, что речевая зона в коре головного мозга находится в непосредственной близости с проекцией кисти руки. Этот факт позволяет рассматривать руки ребенка как "орган речи", практически равноценный артикуляционному аппарату. Именно поэтому специалистами в свое время было выдвинуто предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают непосредственное влияние на формирование и развитие речевой функции малыша. Таким образом, чтобы научить ребенка говорить, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат и общаться с ним, но и развивать мелкую моторику рук.
Развитие мелкой моторики полезно еще и тем, что в процессе разработки детских пальчиков у малыша развивается внимание, воображение, мышление, координация, наблюдательность, двигательная и зрительная память. Кроме того, развитые пальцы помогут малышу впоследствии быстро освоить самостоятельное одевание, прием пищи и другие бытовые и учебные действия.
Наилучшими методами развития мелкой моторики принято считать:
- массаж рук, а также пальчиковую гимнастику и игры типа "ладушки", "коза-рогатая" и "сорока-белобока";
- фасолевые ванны (ребенок достает мелкие игрушки из миски с фасолью);
- лепка из самых разных материалов (пластилин, глина, соленое и обычное тесто);
- мозаика;
- игры с крупами (например, пересыпать пальчиками фасоль, горох или гречку);
- игры-шнуровки;
- игры с бусинами и пуговицами (можно нанизывать бусинки на нитку или выкладывать из пуговиц панно);
- пазлы;
- катание по столу ладошкой шариков, ручек, карандашей и т.д.
Читайте вслух сказки
Наполнять жизнь ребенка сказочными героями можно с первых же месяцев его рождения. Во-первых, таким образом ваш малыш сможет познакомиться со словами, которые в обычной жизни вы не используете, а во-вторых, это прекрасная возможность пережить общие эмоции и укрепить внутреннюю взаимосвязь между ребенком и родителями. Кстати, помимо речевого развития, чтение книг в самом раннем возрасте приносит еще одну небольшую, но очень приятную пользу – под чтение малыши засыпают намного быстрее и спят гораздо спокойнее.
Желательно выбирать книги для прочтения основываясь не только на возрастных особенностях ребенка, но и на ваших предпочтениях. Другими словами, из книг, рекомендованных возрастной категории вашего малыша, отдавайте предпочтение тем сказкам, которые нравятся лично вам. Маленький слушатель обязательно почувствует вашу заинтересованность и поймет, что чтение книг может доставлять огромное удовольствие.
Постарайтесь как можно чаще привлекать внимание ребенка к содержанию сказки, например, с помощью изменения интонации. Этим вы не только "оживите" сказочных героев, но и поможете малышу развить свою фантазию и воображение. Желательно также вовлекать ребенка в обсуждение только что прочитанной сказки и сравнение сказочных героев с реальными прототипами (например, после прочтение сказки "Волк и семеро козлят" можно показать малышу картинки с настоящими козой и волком, и предложить ему найти отличия).
Вместо заключения
Как вы уже убедились, развитие речевой активности ребенка не потребует от вас больших материальных затрат и какой-то сверхестественной заботы и внимания. Всего лишь немного терпения, хорошего настроения, творческого подхода и совсем скоро по вашему дому будет бегать разговорчивый, активный, внимательный, развитый и позитивно настроенный карапуз.