Ваш город:

Домашнее обучение и семейное образование: в чем разница?

27 июн. 2018 г.
5
6925

Родителям зачастую бывает сложно разобраться, в чем заключается разница между домашним обучением и семейным образованием. Поэтому сегодня мы предлагаем разобраться, какие кардинальные различия существуют между этими форматами образования.

Домашнее обучение и семейное образование: в чем разница?

В последнее время наблюдается увеличение недоверия родителей к традиционным образовательным учреждениям. В значительной степени это обусловлено переживаниями, которые касаются не только качества предоставляемого образования, но и отношения учителей к ребенку. В некоторых же случаях, по тем или иным причинам, родители не могут отдать ребенка в школу.

Однако, независимо от состояния здоровья ребенка, религиозных убеждений родителей или материальных возможностей семьи, ничто не отменяет право маленького человечка на получение образования. И тогда перед взрослыми встает серьезный вопрос: как вырастить образованного человека без посещения образовательных учреждений?

Действующий закон об образовании дает возможность родителям выбирать между альтернативными формами образования. К их числу, среди прочих, относится семейное образование и домашнее обучение, которые в последние годы начинают пользовать большой популярностью.

Отметим, что родителям, решившим не вести ребенка на первый звонок, зачастую бывает сложно разобраться, в чем заключается разница между этими двумя формами обучения. А иногда эти понятия ложно принимают за синонимичные. Поэтому сегодня мы предлагаем разобраться, какие кардинальные различия существуют между этими форматами образования.

Особенности домашнего обучения: школа на дому

Домашнее обучение – форма образования, предполагающая, что учителя школы, за которой ребенок закреплен, будут посещать школьника на дому, либо ребенок будет посещать школу по индивидуальному расписанию.

Подчеркнем, данная форма обучения доступна не каждому. Ее применяют преимущественно к ученикам, имеющим серьезные проблемы со здоровьем (либо другие уважительные причины, по которым ребенок не может посещать уроки в школе). Основанием для перевода ребенка на домашнее обучение являются документы, подтверждающие невозможность посещения образовательной организации.

Обучение на дому или индивидуальное обучение имеет общие черты, как с очным, так и с семейным образованием. Ребенок числится в определенном классе, получает школьные учебники, делает домашнее задание и сдает контрольные работы в одинаковый с остальными школьниками период. То есть, по сути школьник живет по обычному школьному расписанию за одним исключением - он не ходит в школу. За ребенком закрепляются определенные учителя, которые в отведенное время по согласованному расписанию приходят к ученику домой, и проводят с подопечным индивидуальные занятия, объясняя новые темы с соблюдением установленной школьной программы обучения.

Домашнее обучение имеет нечто общее с репетиторством. Однако работа учителей-"репетиторов" оплачивается из средств государственного бюджета и все оценки ученика заносятся в журнал успеваемости (чего не может сделать обычный репетитор).

Еще одной отличительной особенностью домашнего обучения является отсутствие необходимости в прохождении программы по необязательным предметам. То есть, если учебным планом отведено определенное количество часов на точные и гуманитарные науки (физика, химия, математика, языки и литература, биология и т.д.), то школьник обязан пройти их полностью. Но изучать второстепенные предметы, такие как музыка, физическая культура, рисование и т.д., ему не нужно. Родители или ребенок могут также самостоятельно выбрать желаемый формат обучения: посещение ребенком школы в установленное время или посещение учителем ребенка на дому.

Домашнее обучение хорошо подходит для школьников, чье физическое или психологическое состояние не позволяет выдерживать полную нагрузку в школе. Благодаря исключению дополнительных предметов у них появляется возможность уделять больше времени отдыху и изучению основных предметов.

Кроме того, родители могут быть абсолютно уверенными, что их ребенок занимается с квалифицированным педагогом, знающим свой предмет и умеющим донести эти знания до ребенка. Индивидуальное обучение также значительно улучшает подготовку, так как в этом случае учитель находится наедине с ребенком, и ему не нужно уделять внимание еще 30 школьникам. А это означает, что им удастся изучить больше материала за один урок и при необходимости остановиться на сложных темах.

Другими словами, домашнее обучение – такая же ответственность школы за образование ребенка и такой же уровень подготовки, как и при очном обучении, но в более облегченной форме.

Учимся с ребенком: в чем заключается семейное образование?

Семейное образование – форма обучения, при которой вся ответственность за уровень образования ребенка возлагается на его родителей.

До недавнего времени об этой форме обучения, которая, кстати, доступна каждому, было известно немногим. Сегодня же многие родители отдают предпочтение именно самостоятельному образованию детей. Чаще всего это связано с нежеланием родителей подвергать ребенка негативным эмоциям, которые нередко случаются в перерывах между уроками, или невозможностью посещать занятия, например, из-за специфики работы родителей (к примеру, дети артистов или спортсменов, которые за месяц могут несколько раз переехать из одного города в другой).

Для начала обучения родители заключают договор с определенной школой, берут учебники из школьной библиотеки или покупают самостоятельно и сами учат детей. В этом случае у них должно быть достаточно свободного времени, чтобы самим учить ребенка, или же возможность выделить средства для занятий с репетитором. При такой форме обучения школа не проявляет интереса к учебному процессу, но раз в год ребенок должен сдавать аттестацию по всем предметам. Здесь стоит заметить, что в отличие от домашнего обучения, ежегодные контрольные работы и проверка знаний проводится абсолютно по всем школьным дисциплинам, а не только по основным предметам.

Несмотря на то, что школьные учителя не имеют близкого контакта с ребенком, а некоторые и вовсе знакомятся с ним только во время контрольных аттестаций, родители могут обращаться к педагогам за консультацией, просить у них примеры работ и интересоваться темами и вопросами, которые нужно изучить. Если они решают покупать учебную литературу самостоятельно, обязательно следует поинтересоваться, по каким учебникам занимаются на уроках в школе, уточнить авторов и названия книг.

Хорошим помощником для организации занятий становятся различные интернет ресурсы. Поскольку это направление начало получать широкое распространение, увеличилось количество сайтов, на которых можно посмотреть программу обучения, выбрать соответствующие теме задания, просмотреть с ребенком видеоролик, в котором учителя рассказывают новую тему. Также сейчас повсеместно открываются различные центры семейного образования, куда родители могут приводить ребенка несколько раз в неделю, и в маленьких группах до 10 человек ему будут объяснять учебную программу.

Таким образом, дети на семейном образовании могут проходить весь курс, заложенный школьным учебным планом, в удобное для них время, а не по установленному графику. Они могут заниматься одним предметом в течение месяца и выучить всю программу за год, а потом перейти к изучению другого предмета. Есть возможность больше углубиться в изучение дисциплины, к которой ребенок проявляет наибольший интерес, или остановиться на сложных темах. Многие родители также практикуют наглядное изучение материала, а не только по учебникам. Например, если есть возможность, можно сводить ребенка в музей, планетарий, ботанический сад, сходить на природу и изучать там насекомых и растения и т.д.

Семейная форма образования предполагает, что родители четко понимают, насколько важно правильно организовать учебный процесс и донести информацию, с учетом сильных и слабых сторон не только ребенка, но и своих.

Так в чем же разница?

Основная разница между домашним обучением и семейным образованием в большей степени проявляется в уровне ответственности. То есть в том, кто должен отвечать за успехи и неудачи ребенка в освоении новых знаний. У них также имеются отличия в расписании занятий и невозможности применения домашнего обучения ко всем детям.

Что касается качества подготовки, то говорить о том, что домашнее обучение или семейное образование лучше/хуже обучения в школе невозможно. Случается, что занимающиеся самостоятельно нисколько не отстают от очной формы или даже больше преуспевают, а бывает, что родители не имеют достаточных знаний для обучения детей, и они не могут полноценно изучить программу. Та же ситуация и домашним обучением: не все учителя проявляют интерес к обучению ребенка, а некоторые, наоборот, успевают пройти с ним больше материала, чем на обычном уроке. Поэтому выбор формы обучения полностью зависит от возникающих условий и потребностей.

Необходимо помнить, что эти две формы обучения лишают детей общения со сверстниками, поэтому для полноценной социализации необходимо организовывать их досуг так, чтобы они как можно больше времени проводили с детьми своего возраста и общались с ними.

Также индивидуальное обучение снижает подготовленность детей к взрослой жизни и возникающим препятствиям. Например, сдача выпускных экзаменов в обоих случаях проводится под наблюдением комиссии и вместе с остальным классом, а такая нагрузка может оказаться большим стрессом для школьника. Да и вузовское образование не обеспечивает студента такими альтернативными формами обучения, поэтому нужно заранее подготовить ребенка к взаимодействию с одногруппниками.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
413
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
754
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1168
Комментарии
Владимир Ульянов
Гость
10 июл. 2018 г., 14:01

А если родитель пишет с грамматическими ошибками, он может быть организатором семейного обучения своего дитяти?

Игорь Барышев
Гость
10 июл. 2018 г., 14:02

Если умеете читать без логических ошибок, прочтите ФЗ-278)

Оксана Александровна Чешейко
Гость
10 июл. 2018 г., 14:02

До перевода на семейное обучение у старшей дочери по русскому языку была "твердая четверка", причем немного недотягивающая до "пятерки" и иллюзия, что это ее реальный уровень знаний. Объяснить ребенку, что ей нужно не полы в классе мыть, потому, что староста отвечает за все, а заниматься дополнительно, было невозможно, поскольку учитель-авторитет. По математике поменялось несколько учителей, как результат-отказ учить математику по причине "гуманитарного склада ума".

Перед тем, как забрать из школы заставила провести честное тестирование по результатам которого она получила "двойки" и по русскому, и по математике, и даже "трояк" по литературе вместо привычных "пятерок". С русской орфографией у меня порой у самой проблемы, не мне ее преподавать, зато ребенок перестал быть "гуманитарного склада ума" и помимо математики научился даже программированию. Но, не это главное. Главное, что теперь она знает, что учиться надо не чтобы получать оценки, потому что я ей их не ставлю вообще. Учиться нужно чтобы знать то, что полезно, а не то, что учитель задал чтобы не всем "двойки" поставить.

Может ли безграмотный родитель организовать обучение своего ребенка вне школы? А в школе такой родитель может проконтролировать чему учат его ребенка? Посмотрите статистику по "второгодникам", около нуля количество тех, кого не перевели из начальной школы в среднюю. Откуда ж тогда столько безработных? Кто организовывал их обучение? Знатоки грамматики?

Игорь Барышев
Гость
10 июл. 2018 г., 14:04

Давая ребенку фармпрепарат, по предписанию врача или не дай Бог вызвав неотложку, контролируете ли вы его химический состав?
Вот так и задачи контроля содержания поставляемого со стороны образования у родителя нет ни по закону, ни по здравому смыслу.
Разумеется, следить за собой-образователем еще сложнее, чем за другими. И контроль за вами и вашим ребенком как субъектами обр.процесса осуществляет обр.учреждение., а не вы за ним.
Так в РФ. В США еще свободнее, рисковый народ. А в несклонных к риску Германии и большинстве стран ЕС, в т.ч. лидерах общего образования Эстонии и Финляндии, запрещено СО)

Владимир Ульянов
Гость
10 июл. 2018 г., 15:04

А я потому и поставил такой вопрос, что это проблема. Есть родители грамотные, умеющие разобраться в том, что ребенку нужно в школе. Есть скандалистки и ябеды, которым важно только, чтобы дитя пятерки... Ну так и быть, четверки тоже... Приносило. А чуть что не так, то тут же кляуза директору и выше. Хотя сама при этом пишет с грамматическими ошибками. И родители разные, и учителя разные. И... Я за право на семейное обучение. Вы готовы гарантировать, что все варианты семейного обучения дадут необходимые результаты? Сейчас обучение организовывает школа. В сознании и ученика, и родителя это в первую очередь учитель. Он во всем виноват, он стрелочник. иные выводы делаются крайне редко. Еще момент важный есть. Все об этом знают, но не говорят, как правило. Задача номер раз у школы не учить, а "административный присмотр". Родители знают, что с 8.30 и до 15.00 дитя находится в школе. Значит, не попадет под машину, не накурится, не напьется и... Наверное... Чему-то научится. Родитель тем временем работает, зарабатывает на жизнь. Вот когда у нас появится масса свободных от трудовой деятельности родителей, грамотных, образованных, прогрессивно мыслящих, лучше государства понимающих потребности в образовании для собственных детей, тогда школа, как социальный институт, просто исчезнет за ненадобностью. А государственные деятели вроде Грефа поставят под свой контроль мощный финансовый поток под названием "зарплата школьных учителей". И все будут довольны.

Оставить свой комментарий

Ваш город: