Мы до сих пор думаем, что все детсады работают по одной образовательной программе. На самом же деле, в России сегодня существует огромное количество различных программ развития, позволяющих родителям корректировать физическое, психологическое, эмоциональное и умственное состояние своего ребенка с самого раннего детства. Сегодня мы постараемся коротко рассказать о наиболее популярных программах развития, которые практикуются в современных российских дошкольных учреждениях.
При выборе детского сада многие родители большое внимание уделяют материально-технической базе дошкольного учреждения, профессионализму воспитателей и удобству месторасположения образовательной организации. Но мало кто из них догадывается поинтересоваться о программе развития, на основе которой и осуществляет свою деятельность детский сад.
Во многом это объясняется нашей неосведомленностью, поскольку мы до сих пор думаем, что все детсады работают по одной образовательной программе. На самом же деле, в России сегодня существует огромное количество различных программ развития, позволяющих родителям корректировать физическое, психологическое, эмоциональное и умственное состояние своего ребенка с самого раннего детства.
Сегодня мы постараемся коротко рассказать о наиболее популярных программах развития, которые практикуются в современных российских дошкольных учреждениях.
Выбор программы развития – прерогатива дошкольного учреждения
В соответствии с законом "Об образовании" (ст.14 п.5), каждая дошкольная образовательная организация России имеет право не только выбирать наиболее подходящую для условий работы учреждения образовательную программу из перечня рекомендованных Минобрнауки, но и самостоятельно разрабатывать программы развития, отвечающие направлению и форме деятельности ДОУ.
Существующие на сегодняшний день обучающие программы и педагогические технологии предусматривают различные подходы к организации учебно-воспитательного процесса и делятся на два вида:
- Парциальные (локальные, специализированные) – представляют собой программы, направленные на развитие конкретной сферы жизнедеятельности ребенка;
- Комплексные (общеразвивающие) – включают в себя методики и педагогические технологии, направленные на развитие основных сфер жизнедеятельности ребенка в комплексе (в том числе, умственной, художественно-эстетической, социально-личностной, познавательно-речевой, физической и т.д.).
Отметим, что образовательный процесс в ДОУ может включать в себя как отдельно взятую комплексную программу развития, так и несколько тщательно подобранных парциальных программ.
Наиболее популярные парциальные программы развития
Парциальные программы развития очень редко используются как самостоятельная единица педагогического процесса. Чаще всего их используют либо в комплексе (сразу несколько парциальных программ), либо в качестве дополнительного элемента, усиливающего образовательный эффект общеобразовательных программ. Наибольшей популярностью в современных детских садах пользуются такие парциальные программы, как:
-
- Художественный труд и конструирование – программа направлена на развитие художественно-творческих способностей и конструктивный умений, а также воображения, ассоциативного мышления, усидчивости, терпения и трудолюбия.
- Развитие представлений об истории и культуре – программа направлена на развитие социального и правового сознания ребенка, а также нравственное, умственное и патриотическое воспитание дошкольников.
- Гармония – программа направлена на развитие творческого и интеллектуально-художественного потенциала ребенка, а также на накопление им социального опыта познания окружающего мира и его реализации в условиях его самостоятельной деятельности.
- Жизнь вокруг нас – программа направлена на развитие экологической культуры дошкольников и изучение взаимосвязи природы и социальных явлений.
- Паутинка – программа направлена на формирование у детей планетарного мышления, а также на воспитание разумного отношения у них к природе и к себе, как к жителю нашей планеты.
- Зеленый огонек здоровья – программа направлена на формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и сохранении здоровья окружающих людей.
Наиболее популярные комплексные программы развития
Комплексных программ развития, которые лежат в основе деятельности практически любого детского сада России, намного меньше, чем парциальных. Тем не менее, выбрать есть из чего. В частности, сегодня в дошкольных учреждениях достаточно часто используют такие программы развития, как:
-
- Истоки – программа направлена на разностороннее развитие дошкольников, сохранение и укрепление их физического здоровья, обеспечение равного старта развития, а также на формирование универсальных и творческих способностей.
- Радуга – программа направлена на формирование стимула к ведению здорового образа жизни и обеспечение полноценного и своевременного психического и физического развития детей.
- Детство – программа направлена на нравственное, интеллектуальное, эмоциональное, физическое, волевое и социально-личностное развитие дошкольников.
- Развитие – программа, основанная на знаменитой психологической теории Л.А. Венгера, направлена на развитие умственных и художественных способностей.
Какую программу развития выбрать?
При выборе дошкольного учреждения (и, соответственно, образовательной программы) необходимо ориентироваться, в первую очередь, на потребности ребенка. Важно, чтобы детский сад не просто обеспечивал присмотр за ребенком, но и способствовал его активному взаимодействию с миром.
Чем более разносторонние направления будет охватывать программа развития (или комплекс программ), тем более подготовленным к сложностям нашего мира окажется ребенок в будущем. А если дошкольное учреждение большое внимание уделяет еще и развитию творческих способностей своих воспитанников, то ваш ребенок гарантированно вырастит полноценной и гармоничной личностью.